СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

  • Евгения Дмитриевна Денисова ФГБОУ ВО БГТУ им. В.Г. Шухова

Аннотация

Данная работа отражает результаты исследования и анализа, существующих и рекомендуемых методов оценки и анализа социально-экономического положения региона, исследован широкий круг методических и практических проблем в данной области. Определены показатели для объективной оценки социально - экономического положения региона. Подчеркнута роль стратегического планирования в процессе достижения устойчивого развития социально-экономической системы региона связанных с совершенствованием механизма привлечения инвестиций в экономику региона.   Рациональный выбор формы территориальной организации в регионе определен как эффективный метод достижения социально-экономического развития отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на реализацию стратегических программ и проектов. Предложена методика оценки уровня развития социально-экономической системы региона в рамках устойчивости. Сделаны выводы о возможности положительного тренда развития социально-экономической системы регионов   на основе предложенного метода. Как результат, сделан вывод о том, что для объективной оценки социально - экономического положения региона необходимо   расширить анализируемые показатели, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов - соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерации в целом.

Литература

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ [с изм. и допол. в ред. от 2016] // Российская газета.
2. О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации [Текст] : приказ Минэкономразвития от 17.06.2002 № 170 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 27.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф : сокр. пер. с англ. ; науч. ред. и предисл.
Л. И. Евсеенко. – М. : Экономика, 2014. – 358 c.
4. Воронков, С. Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики [Электронный ресурс] / С. Г. Воронков. – Режим доступа : http://library.by/portalus/ modules/philosophy/referat_show_archives. php?subact ion=showfull&id=1108806337& archive=0213&start_from=&ucat=1& (дата обращения : 14.02.2017).
5. Голубков, Е. П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации [Текст] / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 103–123.
6. Коломийченко, О. В. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация [Текст] : монография / О. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. – СПб. : Наука, 2003. – 235 с.
7. Лапин, Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы
исследования [Текст] / Н. И. Лапин // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 25–34.
8. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 1997. – 493 c.
9. Селиверстов, В. Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике [Текст] / В. Е. Селиверстов. – Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2013. – 436 с.
10. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст] : учебник для вузов / А. А. Томпсон : пер. с англ. ; под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. 576 c.
11. Ускова, Т. В. Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитием
региона [Текст] : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / Т. В. Ускова. – Вологда, 2010. – 410 с.
12. Учебник для вузов / А. Г. Гранберг ; Гос. ун-т // Высшая школа экономики. – 4-е изд. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2014. – 495 с.
13. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. – 7 изд. – М. : Дело, 2005. – 448 с.
14. Шовгенов, Т. М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем
[Электронный ресурс] / Т. М. Шовгенов // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. – № 3(11). Номер статьи : 1107. Дата публикации : 2007-09-29. – Режим доступа : http://eee-region.ru/article/1107.
15. Щетинина, Е. Д. Маркетинг региона как инструмент капитализации экономических ресурсов территории [Текст] / Е. Д. Щетинина, Н. В. Козлова // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 2. – С. 217–221.
16. Щетинина, Е. Д. Социально-экологический маркетинг как инновационная концепция управления
бизнесом [Текст] / Е. Д. Щетинина // Белгородский экономический вестник. – 2014. – № 1(73). – С. 27–30.
17. Экономическая стратегия фирмы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. П. Градов, Е. А. Иванова, Е. М. Кельнер, Е. А. Мильская ; под ред. А. П. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Спец. лит., 2013. – 589 с. – Режим доступа : http://government. ru/activities/selection/302/25679/.
Опубликована
2019-03-20
Как цитировать
ДЕНИСОВА, Евгения Дмитриевна. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 2, p. 231-242, mar. 2019. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru/index.php/path1/article/view/152>. Дата доступа: 18 sep. 2021 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2019-2-231-242.
Раздел
Экономика, организация и управление в отраслях и сферах деятельности