К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

  • Елизавета Евгеньевна Тарасова
  • Любовь Витальевна Теплова
  • Наталия Анатольевна Ефимова

Аннотация

Целью исследования явилось обоснование необходимости применения маркетинговой стратегии вузов для повышения их конкурентоспособности, разработка алгоритма формирования маркетинговой стратегии вузов и обоснование основных направлений ее реализации. В ходе исследования использовались общенаучные методы исследования (методы синтеза, индукции и дедукции), а также специальные экономические методы исследования. В статье предложен алгоритм формирования маркетинговой стратегии вуза, включающий анализ рынка образовательных услуг и рынка труда, анализ образовательных программ с учетом потребностей рынка труда, выявление тенденций развития рынка труда и потребностей работодателей, и дана характеристика его этапов. Предложенный алгоритм нацелен на повышение конкурентоспособности вуза и предполагает анализ рынка образовательных услуг, анализ рынка труда по каждой специальности, направлению подготовки (профилю), анализ образовательных программ с учетом потребностей рынка труда в настоящее время и на перспективу, выявление тенденций развития рынка труда и потребностей работодателей, определение современных способов продвижения вуза и образовательных услуг, разработку направлений повышения лояльности целевой аудитории и приверженности вузу. В статье дана характеристика маркетинговых стратегий вуза, обоснованы основные направления деятельности вузов по реализации маркетинговой стратегии; дана характеристика маркетинговых подходов зарубежных вузов для привлечения абитуриентов; представлены отдельные результаты анализа сайтов зарубежных вузов с позиций реализации маркетинговой стратегии.

Литература

1. Брюханова, Н. В. Маркетинговая стратегия вуза как ключевой фактор повышения его конкурентоспособности [Текст] / Н. В. Брюханова, В. И. Беляев // Менеджмент и образование. – № 1. – 2016. – С. 131–137.
2. Гомаюнова, Т. М. Маркетинговые стратегии инновационного развития высших учебных заведений
[Текст] / Т. М. Гомаюнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. – № 8(93). – С. 133–138.
3. Исаенко, Е. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : учеб. пособие / под ред. д-ра
экон. наук, проф. Н. А. Нагапетьянца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 282 с.
4. Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании [Текст] :
учеб. пособие / А. П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 1995.
5. Сагинова, О. В. Природа и характеристики образовательных услуг [Текст] / О. В. Сагинова // Маркетинг. – 2005. – № 3. – C. 53–54.
6. Тарасова, Е. Е. Маркетинговая стратегия вузов: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / Е. Е. Тарасова, А. Алтонаян, Е. А. Шеин // Вестник Белгородского университета кооперации,
экономики и права. – 2017. – № 2(63). – С. 9–27.
7. Тарасова, Е. Е. Совершенствование методических подходов к оценке функционирования сайтов вузов как инструмента маркетинговой деятельности и их апробация [Текст] / Е. Е. Тарасова, А. Алтонаян, Е. А. Шеин // Актуальные вопросы современной науки и практики : материалы международной научно-практической конференции п р о ф е с с о р с ко - п р е п од а ват е л ь с ко го состава и аспирантов. 4–8 апреля 2016 года : в 3 ч. – Белгород : Издательство БУКЭП, 2016. – Ч. 2. – С. 17–34.
8. Теплов, В. И. Маркетинговая стратегия вузов: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / В. И. Теплов,
Е. Е. Тарасова, Е. А. Шеин // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2016. – № 3(59). – С. 9–22.
9. Теплов, В. И. Разработка программы развития маркетинговой деятельности вуза на основе использования интернет-технологий [Текст] / В. И. Теплов, Е. Е. Тарасова, Е. А. Шеин // Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации : материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 16–18 апреля 2013 года : в 5 ч. – Белгород : Издательство БУКЭП, 2013. – Ч. 4. – С. 7–18.
10. Чеховская, И. А. Маркетинговые стратегии реструктуризации промышленных предприятий [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. А. Чеховская. – Волгоград : ВолгГТУ, 2008.
11. Shpolyanskaya, I. Yu. Models and methods for optimizing the structure of university education portals on the Internet –marketing [Text] / I. Yu. Shpolyanskaya, A. M. Vorobyov // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH.). – 2012. – № 37. – P. 301–311.
Опубликована
2019-03-20
Как цитировать
ТАРАСОВА, Елизавета Евгеньевна; ТЕПЛОВА, Любовь Витальевна; ЕФИМОВА, Наталия Анатольевна. К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 2, p. 298-312, mar. 2019. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru/index.php/path1/article/view/213>. Дата доступа: 18 sep. 2021 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2019-2-298-312.