ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

  • Александр Николаевич Молчанов Белгородский университет кооперации, экономики и права

Аннотация

Современное общество переживает противоречивый период своего развития.
С одной стороны, произошел окончательный выход из индустриальной эпохи, поскольку средства
производства накопились в достаточном количестве и они уже не являются абсолютной константой
для построения современных рыночных отношений. С другой стороны, общество вошло в эпоху
развития цифровых технологий и всеобщего их внедрения в повседневную жизнь. Основной
тенденцией развития экономики становится виртуализация. Целью статьи является определение
степени влияния виртуализации на структуру современной экономики, а также оценка положительных
и отрицательных сторон виртуализации. В ходе исследования использовались общенаучные методы,
включающие в себя: системный подход; метод дедукции; метод сравнения статистических данных;
метод измерения экономических показателей. В статье дана интерпретация понятия «виртуализация».
Рассмотрены основные направления виртуализации экономики. Проанализирована степень
проникновения виртуализации в структуру современной экономики, а также произведена оценка
способов её распространения. Описаны возможные социальные последствия изменения структуры
современной экономики под воздействием процессов виртуализации. На основании проведённого
исследования можно сделать выводы, что происходит интенсивное развитие нового виртуального
пространства посредством распространения сетей публичности и новых медиа. Электронные
платформы не только заняли прочную позицию в структуре глобального разделения труда и диктуют
свою политику в экономической сфере, но и существенно влияют на мировоззрение современного
человека. Социум эпохи позднего модерна трансформируется в общество виртуального потребления,
внутри которого информация приобретает свойства товара. В условиях жёсткой конкурентной
борьбы особое значение приобретает имидж торговой марки. Виртуализация проникает во все
сферы жизни современного общества и становится основой для социальных преобразований.

Литература

1. Агаев, А. И. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение / А И. Агаев, М. А. Аверьянов, С. Н. Евтушенко, Е. Ю. Кочетова // Экономические стратегии. – 2017. – № 1. – С. 114–125. – URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_28409520_16960885.pdf (дата обращения: 16.04.2021). – Текст : электронный.
2. Веселовский, С. Я. Глобализация и проблема неравенства доходов в современном мире : аналит. обзор / С. Я. Веселовский ; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН). – Москва,
2017. – 185 с. (Серия: Социальные и экономические аспекты глобализации). – ISBN 978-5-248-00862-9. – Текст : непосредственный.
3. Зайцева, Т. Г. Концепции развития информационной экономики / Т. Г. Зайцева, Н. В. Кропивка. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 1(86). – С. 71–80. – ISBN 2223–5639.
4. Иванов, Д. В. Глэм-капитализм Мир брендов, трендов и треша / Д. В. Иванов. – Санкт-Петербург : ООО
«Страта», 2015. – 138 с. – «Альтер-фабрика». – ISBN 978-5-906150-21-9. – Текст : непосредственный.
5. Климович, А. П. Риски концентрации власти в эпоху искусственного интеллекта: между следящим капитализмом и цифровым Левиафаном / А. П. Климович // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 1. – С. 154 – 170. – URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2021.1.1784 (дата обращения: 03.05.2021). – Текст : электронный.
6. Расторгуев, С. В. Цифровизация экономики России: тенденции, кадры, платформы, вызовы государству / С. В. Расторгуев, Ю. С. Тян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 5. – С. 136–161. – URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2019.5.08 (дата обращения: 18.04.2021). – Текст : электронный.
7. Смирнов, А. В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность
А. В. Смирнов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 1. – С. 129–153. – URL: https:// doi.org/10.14515/ monitoring.2021.1.1790. (дата обращения: 24.04.2021). – Текст : электронный.
8. Снитко, Л. Т. Концептуальные подходы к управлению конкурентоспособностью сетевых ретейлеров / Л. Т. Снитко, И. В. Савенкова, В. С. Патулов. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 3(82). – С. 227–238. – ISSN 2223–5639.
9. Тарасова, Е. Е. Воронка продаж как эффективный инструмент интернет-торговли: теоретический и методологический аспекты / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, И. А. Аминов. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 4(83). – С. 205–214. – ISSN 2223–5639.
10. Тарасова Т. Ф. Электронная коммерция как фактор снижения трансакционных издержек / Т. Ф. Тарасова, А. И. Сухарев. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 6(79). – С. 268–281. – ISSN 2223–5639.
11. Информационное общество в Российской Федерации. 2020 : статистический сборник / Федеральная
служба государственной статистики ; Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – ISBN 978-5- 7598-2237-0. – URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020. pdf (дата обращения: 5.06.2021). – Текст : электронный.
12. Исследование «Интернет-торговля в России 2018» // сайт исследовательского агент ства,
специализирующего ся на рынке электронной коммерции (Data Insight). – URL: https://datainsight.ru/sites/default/ f i l e s / D I _ E c o m m e r c e % 2 0 2 0 1 8 . p d f (дата обращения: 08.06.2021). – Текст : электронный.
13. Исследование «Интернет-торговля в России 2019» // сайт исследовательского агентства,
специализирующегося на рынке электронной коммерции (Data Insight). – URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf (дата обращения: 08.06.2021). – Текст : электронный.
14. Исследование «Интернет-торговля в России 2020» // сайт исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции (Data Insight). – URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/ DI_eCommerce2020.pdf (дата обращения: 08.06.2021). – Текст : электронный.
15. Самые дорогие бренды мира 2020 г. по версии Forbes : [сайт]. – URL: h t t p s : / / w w w . f o r b e s . r u / b i z n e s / 405947–samye–dorogie–brendy–mira– 2020–goda–po–versii–forbes (дата обращения: 23.04.2021). – Текст : электронный.
16. List of Public Corporations by Market Capitalization//Wikipedia. U R L : h t t p s : / / e n . w i k i p e d i a . o rg / w i k i / List_of_public_corporations_by_market_capitalization#2000 (дата обращения: 02.05.2021). – Текст : электронный.
Опубликована
2021-06-28
Как цитировать
МОЛЧАНОВ, Александр Николаевич. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 4(89), p. 182-192, june 2021. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru/index.php/path1/article/view/743>. Дата доступа: 18 sep. 2021 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2021-4-182-192.
Раздел
Экономика, организация и управление в отраслях и сферах деятельности