ВОЗМОЖНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ РИТЕЙЛА

  • Лидия Павловна Наговицина
  • Марина Игоревна Дроздова СибУПК
  • Алексей Алексеевич Наговицин

Аннотация

Цель статьи показать, что даже в условиях территориальной экспансии ритейла, потребительская кооперация, в том числе ее торговая отрасль, не утратили возможность присутствия на сельском рынке товаров и услуг. Новизна исследования состоит в том, что система потребительской кооперации до перестройки характеризуется как бизнес-сеть, а глубинной причиной кризисного состояния доказывается утрата уникальной двойственной природы. Новым подходом является и сопоставление деятельности потребительской кооперации, практически покинувшей зону социально ответственного бизнеса, и двух крупнейших торговых сетей, которые используют в полной мере кооперативные принципы и ценности, их лучший опыт и вытесняют кооперативы с сельского рынка. Дается ряд рекомендаций по удержанию своего сегмента рынка и развитию системы. В их числе возрождение заготовок – стратегического драйвера социально-экономического развития переработки, производства, общественного питания. Особое внимание  уделено розничной торговле – интегратору всего воспроизводственного процесса кооперации,  основному каналу сбыта продукции всех отраслей и видов деятельности. Предусматривается взаимодействие с ритейлом на взаимовыгодных условиях. Приводятся положительные примеры такого взаимодействия.

Литература

1. Петрова, А.Т. Территориальная организация рынка потребительских товаров: торговые бизнес-сети в городе и на селе: монография / А.Т. Петрова, А.А. Наговицин; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2012. – 164 с.
2. О компании. Информация от 11.03.2019 с официального сайта компании. http//magnit-info.ru
3. https://www.x5.ru/ru
4. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за январь-декабрь 1996, 2004, 2005, 2017, 2018 гг. – Ведомственная статистическая отчетность Центросоюза РФ.
5. Брилон, А.В. Проблемы инвестирования в сельской потребительской кооперации / А.В. Брилон // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2018. – № 5. – С. 67-74.
6. Наговицина, Л.П. Факторы успеха в деятельности организаций потребительской кооперации (на примере Красноярского крайпотребсоюза) / Л.П. Наговицина // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2018. – Вып. 2(24). – С. 3-10.
7. Наговицина, Л.П. Социальная ответственность и потенциал развития потребительской кооперации / Л.П. Наговицина, М.И. Дроздова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2019. – № 1(74). – С. 225-234.
8. Наговицина, Л.П. Заготовки – стратегический драйвер социально-экономического развития потребительской кооперации / Л.П. Наговицина, М.И. Дроздова. Материалы международной научно-практической конференции Чаяновские чтения – 2018 (8-9 ноября 2018 г.) – Ярославль-Москва: 2018. – С. 32-40
9. Иванов, В.В. Драйверы кооперации. Крайпотребсоюз расширяет горизонты / В.В. Иванов. Российская газета. Регион. № 286. С. 16-17.
10. Потенциал совместного проекта Х5 и Центросоюза оценивается в 1000 магазинов в течение 3 лет. https://www.vedomosti.ru/press_releases/2017/04/12. Обращение 11.03.2019
Опубликована
2019-04-03
Как цитировать
НАГОВИЦИНА, Лидия Павловна; ДРОЗДОВА, Марина Игоревна; НАГОВИЦИН, Алексей Алексеевич. ВОЗМОЖНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ РИТЕЙЛА. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 3 (76), p. 261-273, apr. 2019. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru:172/index.php/path1/article/view/216>. Дата доступа: 22 july 2019 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2019-3-261-273.