ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

  • Денис Терновский БУКЭП
  • Станислав Геннадиевич Буздыханов
  • Артем Игоревич Хомяченко

Аннотация

Целью исследования выступает обоснование показателей рыночной концентрации в качестве инструментов оценки диверсификации экономической деятельности организаций потребительской кооперации. Для оценки уровня диверсификации экономической деятельности организаций потребительской кооперации обосновано использование индекса Херфиндаля-Хиршмана, коэффициента относительной концентрации, индекса Холла-Тайдмана, коэффициента энтропии, коэффициента Линда. В работе предложен вариант трансформации отдельных показателей рыночной концентрации с целью нормирования их значений и однонаправленной интерпретации при оценке уровня экономической диверсификации кооперативных организаций. Рассчитаны значения показателей диверсификации экономической деятельности организаций потребительской кооперации 63 регионов Российской Федерации за 2017 год и на основе ранговой корреляции доказана их тесная связь. Установлен равномерный характер региональной дифференциации организаций потребительской кооперации по уровню их экономической диверсификации при наличии незначительных выбросов. Сделан эмпирический вывод о слабой адаптации методов категориальной характеристики уровня диверсификации экономической деятельности в текущей структуре совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации. На основе обоснованных показателей проведен корреляционный анализ уровня диверсификации экономической деятельности и уровня финансовых результатов организаций потребительской кооперации.

Литература

1. Башкатов Б.И. Назарова О.В. Степанян Е.Н. Теория и практика конкуренции: Москва, 2002.
2. Виноградова Н.И. Исследование современного состояния предприятий розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 4 (40). С. 348-354.
3. Дорохова Ю.В. Современные тенденции и перспективы развития кооперативного сектора России // В сборнике: Инновационное развитие экономики: реалии и перспективы Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 2015. С. 250-254.
4. Евдокимова Л.П. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации национальных проектов: к 100-летию первого Всероссийского съезда кооперации // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2009. № 2. С. 341.
5. Кручинина В.М. Тенденции развития потребительской кооперации системы Центросоюза в условиях кризисных явлений в экономике // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 1 (57). С. 262-274.
6. Леоненко Е.И. Рейтинговый подход к оценке деятельности потребительской кооперации // Экономический журнал. 2013. № 3 (31). С. 126-131.
7. Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Особенности и факторы социально-экономического развития организаций потребительской кооперации: Белгород, 2004.
8. Тарасова Т.Ф. Стратегия управления затратами и результатами деятельности организаций потребительской кооперации: Белгород, 2007.
9. Шавандина И.В., Шамин Е.А. Развитие организаций потребительской кооперации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 67-73.
Опубликована
2018-09-18
Как цитировать
ТЕРНОВСКИЙ, Денис; БУЗДЫХАНОВ, Станислав Геннадиевич; ХОМЯЧЕНКО, Артем Игоревич. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 5, p. 234-243, sep. 2018. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru:172/index.php/path1/article/view/29>. Дата доступа: 15 dec. 2018 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2018-5-234-243.