НЕОБХОДИМОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА В КООПЕРАТИВАХ

  • Лидия Павловна Наговицина
  • Марина Игоревна Дроздова СибУПК
  • Елена Викторовна Наговицина

Аннотация

Цель статьи ‒ показать необходимость идентификации организаций
потребительской кооперации на соответствие статусу кооператива и разработки программы
кооперативного социального идентификационного аудита. Отмечается кризисное состояние
российской потребительской кооперации. Делается вывод, что одна из главных внутрисистемных
причин кризиса – утрата экономических отношений с пайщиками, недооценка их потенциальных
возможностей и роли в формировании финансовых, товарных и трудовых ресурсов, в управлении
и демократическом членском контроле. Выходу из кризиса и восстановлению значимости
потребительской кооперации в сельской экономике окажет содействие институирование кооперации,
принятие единого закона для всех видов кооперативов. Научная новизна исследования состоит в
формулировании понятия идентификации применительно к кооперации. Обозначены особенности и
предметная область социального аудита кооперативной организации как ассоциации пайщиков и его
места в системе учетно-аналитического обеспечения кооперативов. Предложена система показателей,
в соответствии с которыми предлагается осуществлять социальный аудит. Отмечается главное
преимущество методики социального аудита кооператива, которое состоит в полном соответствии с
основными принципами Декларации о кооперативной идентичности, в доступности и преобладании
количественного выражения показателей, что повышает объективность аудитора. Делается вывод об
острой необходимости социального аудита кооператива как ассоциации пайщиков и предлагаются
этапы его внедрения в потребительской кооперации, в том числе с участием кооперативных учебных
заведений.

Литература

1. Иванов, В. В. Некоторые проблемы кооперативной собственности и авторское видение их решения [Текст] / В. В. Иванов, Л. П. Наговицина, М. И. Дроздова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2019. – № 3. – С. 126–134.
2. Наговицина, Л. П. Социальный аудит в системе учетно-аналитического обеспечения деятельности субъектов предпринимательства [Текст] / Л. П. Наговицина, Б. А. Аманжолова,
Г. В. Максимова : Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. – Новосибирск : НГЭУЭ, 2016. – 192 с.
3. Материалы юбилейного XXXI Конгресса МКА в Манчестере [Текст]. – М. : Центросоюз РФ, 1995.
4. Наговицина, Л. П. Экономика потребительской кооперации [Текст] : учебное пособие / Л. П. Наговицина, М. И. Дроздова / ЧОУ ВО Центросоюза РФ «СибУПК». – Новосибирск, 2017. – 138 с.
5. Коряков, И. А. Принципы кооперативного движения [Текст] / И. А. Коряков. – Чита : Изд-во ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998. – 235 с.
Опубликована
2019-11-08
Как цитировать
НАГОВИЦИНА, Лидия Павловна; ДРОЗДОВА, Марина Игоревна; НАГОВИЦИНА, Елена Викторовна. НЕОБХОДИМОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА В КООПЕРАТИВАХ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 1 (80), p. 189-197, nov. 2019. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru:172/index.php/path1/article/view/385>. Дата доступа: 29 sep. 2020 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2020-1-189-197.