ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • Людмила Тарасовна Снитко Белгородский университет кооперации экономики и права
  • Любовь Витальевна Теплова
  • Владислав Сергеевич Патулов

Аннотация

Развитие рыночной экономики в XXI веке обусловило усиление
конкуренции между субъектами хозяйствования и актуализировало проблему обеспечения их
конкурентоспособности как первоочередного условия создания и поддержания устойчивых позиций
на национальных и международных рынках. Устойчивость развития, экономическая результативность
и адаптированность к условиям современного мирового хозяйства субъектов экономических
отношений обусловливаются наличием конкурентных преимуществ и удачной стратегией развития.
Конкурентные преимущества являются детерминантами конкурентоспособности продукции, товара,
предприятия, отрасли, страны. Понятия «конкурентных преимуществ» и «конкурентоспособности»
тесно связаны. Конкурентные преимущества характеризуют объект или субъект хозяйствования
и являются факторными признаками, а конкурентоспособность ‒ результирующим признаком.
Используя преимущества сетевой формы организации бизнес-структур в торговле, состоящие
в возможности экономии на масштабах, административно-управленческих и трансакционных
расходах, финансовой способности и возможности технологического инновационного
совершенствования всех бизнес-процессов, накопления торгового капитала, сетевые торговые
организации имеют возможность значительного увеличения доли на конкурентном рынке. Средой
формирования внутренних и внешних конкурентных преимуществ и необходимым условием
повышения конкурентоспособности сетевых торговых организаций является использование
инструментов цифровой экономики. Целью статьи является обоснование теоретических
положений по использованию инструментов цифровой экономики как базиса формирования новых
конкурентных преимуществ сетевых торговых организаций. Использованы методы научного
обобщения, анализа и синтеза, сравнения и систематизации, группировки и классификации. В
статье предложена классификация конкурентных преимуществ сетевых торговых организаций
по ряду признаков; освещены тенденции цифровой трансформации экономики, формирующей
среду проявления конкурентных преимуществ сетевых торговых организаций. В качестве
основных инструментов цифровизации сетевых торговых организаций, формирующих их новые
конкурентные преимущества, предложены и рассмотрены следующие: инструменты автоматизации
бизнес-процессов, business intelligence (BI), robotic process automation (RPA), self-scanning система.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

д.э.н., профессор кафедры экономики БУКЭП

Литература

1. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - Указ Президента Российской Федерации №203 от 09.05.2017г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 8.12.2019).
2. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. А. П. Челенков. - М. : НОВОСТИ. 2000. - 256 с.
3. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Отчет о проведении рабочего совещания «Цифровая экономика: перспективы для России». [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/events/011655.html (дата обращения: 7.12.19).
4. Бабкин, А.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур /А.В. Бабкин, А.В. Чистякова // Российское предпринимательство. – 2017. – Т.18, №24. – С. 4087 — 4101.
5. Безпарточный, М. Г. Конкурентные преимущества как фактор социально-экономического развития торговых предприятий / М. Г. Безпарточный // Экономический взгляд на проблемы современного общества : сб. науч. тр. Киров : ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА. - 2015. - С. 27-30.
6. Гусейнов, Ш.Р. Исследование цифровой экономики как современной внешней среды корпоративных образований / Ш.Р. Гусейнов // Страховое право – 2018. -3(80). - С.11-23.
7. Доклад НИУ ВШЭ к XX апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества. «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение». [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2019/04/12/1178004671/2%20Цифровая_экономика.pdf (дата обращения: 7.12.19)
8. Доклад о мировом развитии 2016. Цифровые дивиденды. Обзор. Группа Всемирного банка, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://data.gov.ru/sites/default/files/presentation/vsemirnyy_bank_2016_god.pdf (дата обращения: 8.12.2019).
9. Решение Высшего Евразийского экономического совета "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года” №12 от 11.10.2017г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158/ (дата обращения: 8.12.2019).
10. Савина, Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы / Т.Н. Савина // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 579 — 590.
11. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Маркетинг, 2002. - 892 с.
12. Porter, M.E. (1980), Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Free press, N.Y., 396 p.
Опубликована
2019-12-16
Как цитировать
СНИТКО, Людмила Тарасовна; ТЕПЛОВА, Любовь Витальевна; ПАТУЛОВ, Владислав Сергеевич. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, [S.l.], n. 1 (80), p. 24-34, dec. 2019. ISSN 2223-5639. Доступно на: <http://journals.bukep.ru:172/index.php/path1/article/view/415>. Дата доступа: 18 feb. 2020 doi: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2020-1-24-34.
Раздел
Экономика, организация и управление в отраслях и сферах деятельности